Техническое задание — это самый важный документ в любом проекте. Оно проясняет цели, этапы и задачи разработки. Заказчик может в полной мере представлять, что он хочет получить, однако для того, чтобы работа шла максимально продуктивно и не возникало недопонимания, все это должно быть описано техническим языком, а не в виде абстрактных пожеланий. Для этого и создается ТЗ. Кроме того, людям свойственно забывать о договоренностях, достигнутых какое-то время назад, если они не были зафиксированы в документах.
Что входит в ТЗ?
Все разделы будущей CRM — взаимодействие отделов компании или менеджера и клиента между собой и многое другое.
Почему оно должно быть максимально подробным?
Это упрощает понимание финансовых и временных затрат. У всех заказчиков свои бизнес-процессы, не существует универсальной CRM, которая подходила бы каждому. Но разработка одной системы может занять 100 часов, а другой — 500 часов. Подробное ТЗ помогает подобрать оптимальный вариант, а не тратить время и деньги впустую.
Для кого пишется ТЗ?
Для специалистов со стороны как исполнителя, так и заказчика. Соответственно, оно должно быть понятным для обоих участников процесса. Только так исполнитель сможет предложить весь спектр возможных решений, а заказчик — выбрать из них наиболее подходящее для себя по соотношению расходов и предполагаемого функционала.
Кто должен писать его?
Человек, обладающий компетенциями в программировании и менеджменте одновременно, так как документ должен быть понятен и разработчикам, и менеджерам.
Может ли заказчик составить качественное ТЗ самостоятельно?
Практика показывает, что это происходит не более чем в 5% случаев. Гораздо чаще получается просто список пожеланий без конкретных деталей и предложений, а не полноценное техническое задание.
Сколько времени уходит на его создание?
Обычно от 2 недель до месяца. Готовое ТЗ передается заказчику для ознакомления, внесения правок и актуализации информации.
Бывают ли отступления от ТЗ уже на этапе разработки продукта?
Бывают, но не являются особо критичными, так как все ключевые моменты уже согласованы и утверждены. Нет ничего страшного в том, что в ходе разработки у команды иногда случаются какие-то озарения, или же заказчик предлагает полезные для его бизнеса дополнения.
Как происходит разработка технического задания?
Здесь может быть два варианта — в зависимости от того, с чем приходит клиент. Если у него есть уже какие-то наброски, хотя бы список более-менее конкретных пожеланий, мы смотрим на них и оцениваем, сколько времени уйдет на написание ТЗ, ориентируясь на свой опыт. И начинаем работать.
Но бывает и так, что у заказчика нет никаких заготовок — он просто говорит: «Мне нужна CRM для моего бизнеса». Он может совсем не разбираться в нюансах, зная только, что автоматизация продаж повысит их эффективность. В этом случае мы обычно берем 2 недели на обсуждение, в ходе которого уже вырисовывается какой-то конкретный план и определяются сроки.
Как заказчик участвует в процессе?
Написание технического задания обсуждается с клиентом в мессенджерах или по видеосвязи несколько раз в неделю. Заказчик сам определяет удобное время сеансов. Отметим, что в них должен участвовать представитель компании, непосредственно вовлеченный в разработку CRM. В небольших фирмах за это чаще всего отвечает системный администратор. Крупным компаниям лучше делегировать начальников отделов.